Государственные закупки - это закупки, осуществляемые государством на республиканский бюджет для приобретения товаров, работ, услуг (ТРУ), необходимых для обеспечения работы государственных учреждений, а так же выполнения государственных функций. Поэтому они играют большую роль и являются действенным инструментом управления экономикой Республики Казахстан. Основной целью данной системы является экономия республиканского бюджета.

Заказчиком выступают государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия, юридические лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилированные с ними юридические лица, осуществляющие приобретение товаров, работ, услуг в соответствии с Законом Республики Казахстан  «О государственных закупках» №434-V от 4 декабря 2015 г., а также гражданским законодательством Республики Казахстан, за исключением национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных управляющих компаний, национальных компаний и аффилированных с ними юридических лиц.

В качестве отечественных поставщиков работ или услуг могут выступать физические и (или) юридические лица, являющиеся резидентами Республики Казахстан, использующие не менее девяноста пяти процентов местных трудовых ресурсов Республики Казахстан по выполнению работ, оказанию услуг.

●      Может ли ИП заключать договора государственных закупок?

●      Что должен знать ИП при заключении договора о государственных закупках?

 

Индивидуальный предприниматель (ИП) в качестве отечественного поставщика может заключать договоры государственных закупок вне зависимости от вида своей деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан "О государственных закупках", потенциальные поставщики  должны соответствовать как общим, так и специальным квалификационным требованиям.

Потенциальный поставщик должен:

  • обладать правоспособностью (для юридических лиц), гражданской дееспособностью (для физических лиц);
  • являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности сроком, превышающим три месяца;
  • не подлежать процедуре банкротства либо ликвидации.

Указанные требования не применимы к потенциальным поставщикам, в отношении которых проводится процедура реабилитации, а также потенциальным поставщикам, являющихся участниками мер государственной поддержки, для которых применяется обязательная ускоренная процедура реабилитации.

Правоспособность потенциального поставщика, осуществляющего деятельность на основании лицензии, подтверждается посредством государственной информационной системы в соответствии с законодательством Республики Казахстан об информатизации.
В случае отсутствия сведений в данной системе потенциальный поставщик представляет нотариально засвидетельствованную копию соответствующей лицензии.


Платежеспособность потенциального поставщика подтверждается предоставлением обеспечения исполнения договора в виде банковской гарантии одного либо нескольких банков в размере равном 100% от суммы проводимых государственных закупок. Данный документ предоставляется:

  • вместе с заявкой на участие в конкурсе при осуществлении государственных закупок способом конкурса либо вместе с заявкой в случае участия в аукционе;
  • на этапе определения соответствия потенциального поставщика квалификационным требованиям при осуществлении госзакупок способом из одного источника.

Основания признания потенциального поставщика не соответствующим квалификационным требованиям

Статьей 10 данного Закона предусмотрены, основания, по которым потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям.

В пункте 1 указанной статьи Закона указано, что потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям по одному из следующих оснований, в случае, если:

  • им не представлен либо представлен ненадлежащим образом оформленный документ (документы) для подтверждения его соответствия квалификационным требованиям и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг;
  • установлен факт несоответствия квалификационным требованиям на основании информации, содержащейся в документах, представленных им для подтверждения его соответствия, а также соответствия привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг квалификационным требованиям;
  • установлен факт предоставления им недостоверной информации по квалификационным требованиям.

Указанная норма закона предусматривает, что признать потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) работ либо услуг несоответствующим квалификационным требованиям возможно только в случае наступления одного из перечисленного случаев. По каким либо иным основаниям такое признание не допускается.

Рассмотрение заявки потенциальных поставщиков, и определение соответствия квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации осуществляет только конкурсная комиссия.

 

Последствия предоставления поставщиком недостоверной информации по квалификационным требованиям

Предоставленная потенциальным поставщиком информация проверяется на достоверность заказчиком, организатором государственных закупок, уполномоченным органом либо органами государственного финансового контроля на любой стадии осуществления государственных закупок. 

Согласно пункту 3 статьи 11 данного Закона, заказчик установивший факт предоставления потенциальным поставщиком недостоверной информации по квалификационным требованиям 
не позднее пяти рабочих дней со дня установления такого факта обращается с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

Потенциальные поставщики, которые предоставляют недостоверную информацию по квалификационным требованиям, подлежат включению в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

Уполномоченный орган Министерство финансов Республики Казахстан на основании решений суда, вступивших в законную силу, осуществляет формирование и ведение единого республиканского реестра недобросовестных участников государственных закупок.

Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации