Контрольно-кассовые машины (ККМ) используют при регистрации покупки товаров и печати кассовых чеков. ККМ является инструментом контроля государственными структурами за оборотом наличных денежных средств за тем, чтобы в полной мере и своевременно приходовалась выручка компании.

Приобретение и регистрация кассового аппарата обязательна для юридических лиц, чья деятельность связана с наличными расчетами.

Процедура регистрации ККМ осуществляется только для определённого перечня оборудования, ознакомиться с которым можно в Государственном реестре контрольно-кассовых машин, утвержденном министром финансов РК.

Приобретение контрольно-кассовых аппаратов.

При осуществлении на территории Республики Казахстан  отдельных видов деятельности, установленных Правительством Республики Казахстан,  индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, за исключением налогоплательщиков, деятельность которых находится в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования, обязаны обеспечить применение контрольно-кассовых машин с функцией фиксации и (или) передачи данных с 1 января 2016 года. 

В настоящее время применяются следующие виды контрольно-кассовых аппаратов:

  1. Контрольно-кассовая машина (ККМ) - электронное устройство с блоком фискальной памяти без функции передачи данных;

  2. Аппаратно-программный комплекс с/без функцией фиксации и\или передачи данных;

  3. Электронное устройство фиксации и/или передачи данных, обеспечивающие регистрацию и отображение информации о денежных расчетах, осуществляемых при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе:

  • оборудование, реализуемое через Центры технического обслуживания (ЦТО);
  • Webkassa - ККМ в виде программного обеспечения, встроенного в функционал программы 1С.

Лицензия на пользование Webkassa приобретается на одноименном портале.

На что следует обратить внимание, при выборе кассового аппарата?

  •  вид предпринимательской деятельности (связана ли деятельность с приемом наличных средств);

  • местонахождение объекта предпринимательской деятельности;

  • место установки контрольно-кассового аппарата;

  • насколько часто ли осуществляются взаиморасчеты с покупателями;

  • имеется ли необходимость в перемещении кассового аппарата (мобильность)

 

При выборе конкретной модели кассового аппарата необходимо учесть:

  • входит ли кассовый аппарат в реестр Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан

  • соответствуют ли габариты  и внешний вид кассового аппарата предполагаемому месту его размещения; 

  • позволяет ли состояние электрической сети обеспечить подключение аппарата;

  • какова скорость печати чека (при большом количестве операций скорость должна быть достаточно высока) ;

  • имеется ли встроенная база памяти и каков ее объем;

  • уществует ли возможность подключения дополнительных устройств.

Где приобрести кассовый аппарат?

Приобрести кассовый аппарат возможно в центрах технического обслуживания ККМ (далее ЦТО), а также у партнеров фирмы 1С, которые осуществляют продажу определенных видов ККМ.

 

Как поставить кассовый аппарат на учёт?

При постановке ККМ на учёт в налоговый орган предоставляют следующие документы:

1.    Налоговое заявление согласно  приложениям 12 и  3 к стандарту государственной услуги;

2.    ККМ, содержащая сведения о налогоплательщике;

3.    Паспорт завода-изготовителя ККМ (за исключением ККМ, являющихся компьютерными системами);

4.    Книги учета наличных денег и товарных чеков, пронумерованные, прошнурованные, заверенные подписью и (или) печатью услугополучателя. 

         При постановке на учет ККМ с функцией фиксации и передачи данных представляется документ, подтверждающий местонахождение налогоплательщика, а именно:

5.    Копия договора, заключенного с оператором фискальных данных по предоставлению услуг связи для осуществления передачи данных о денежных расчетах в органы государственных доходов.

Сроки рассмотрения заявления и постановке на учет ККМ.

Заявление на постановку на учет ККМ рассматривается в срок до трех рабочих дней.

По результатам рассмотрения налоговым органом оформляется Регистрационная карточка, в которой зафиксирована основная информация о кассовом аппарате и налогоплательщике, имеющем право на ее использование.

Регистрационная карточка отражает факт регистрации ККМ в органах государственных доходов Республики Казахстан.


Налоговые проверки по ККМ

Согласно п.п.13 п. 1 ст. 142 Налогового кодекса, в случае использования контрольно-кассовой машины, обеспечивающей передачу сведений о денежных расчетах в оперативном режиме в налоговые органы по сетям телекоммуникаций общего пользования тематическая проверка по вопросам наличия контрольно-кассовой машины и соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин не проводится. 

Административная ответственность за неустановку и неприменение новых ККМ

Согласно части первой и второй ст. 284 КоАП РК за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении на территории Республики Казахстан денежных расчетов, производимых при торговых операциях, выполнении работ, оказании услуг посредством наличных денег, а также применение контрольно-кассовой машины, являющейся неисправной или не состоящей на учете в органе государственных доходов по месту использования, влекут предупреждение. 

Действия (бездействие), предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут штрафы:

1.    на частных нотариусов, частных судебных исполнителей, субъектов малого предпринимательства - в размере 15 МРП ;

2.    на субъектов среднего предпринимательства – в размере 30 МРП;

3.    на субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 МРП.

Со всем списком видов нарушений и мер наказания по ним Вы можете ознакомится в статье 284 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях

 

 

Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации