Казахстан постепенно переходит на электронный оборот документов, в связи с этим Электронная цифровая подпись (ЭЦП) становится необходимой.

Что такое ЭЦП?

ЭЦП - это набор криптографических символов, которые подтверждают подлинность электронного документа и неизменность содержащихся в нем данных. Цифровая подпись — аналог традиционной подписи и имеет юридическую силу.

Законодательные акты, регулирующие выпуск и использование ЭЦП:

1.    Закон Республики Казахстан от 7 января 2003 года N 370 " Об электронном документе и электронной цифровой подписи"

2.    Регламент электронной государственной услуги " Выдача и отзыв регистрационного свидетельства Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан"

3.    Стандарт государственной услуги " Выдача и отзыв регистрационного свидетельства Национального удостоверяющего центра Республики Казахстан"

 

Какие документы необходимы для выпуска ЭЦП?

Для получения ЭЦП необходимы следующие документы:   

  • Заявление, сформированное после подачи заявки, с номером заявки и подписью заявителя;

  •  документ удостоверяющий личность;

  • доверенность на представителя услугополучателя (физического лица), удостоверенную нотариально, с указанием полномочия представлять документы на выдачу регистрационных свидетельств НУЦ РК и расписываться в соответствующих документах для исполнения поручения, определенного доверенностью – при представлении интересов услугополучателя третьим лицом.


Как оформить заявление на выпуск ЭЦП?

Оформить заявление на получение ЭЦП можно двумя способами:

  • обратиться к специалистам ЦОН;
  • самостоятельно в режиме on-line

Заявление оформляет специалист ЦОН.

Для оформления заявки на получение ЭЦП можно лично обратиться в ближайший ЦОН и оформить заявку с помощью квалифицированных специалистов. Данный способ рекомендуется гражданам, которые затрудняются в установке программного обеспечения на свой компьютер.

Заявление выпускается самостоятельно.

Для получения регистрационных свидетельств необходимо установить программное обеспечение и подать заявку в режиме on-line.


Где хранится ЭЦП?

Электронную цифровую подпись можно получить на следующие типы хранилищ:

-  файловая система - ключи и регистрационные свидетельства будут храниться на Вашем персональном компьютере в виде файлов;

Kaztoken - ключи и регистрационные свидетельства будут храниться на внешнем защищённом носителе ключевой информации, защищенных при помощи пин-кода;

ЭЦП на sim-карте - ключи и регистрационные свидетельства будут храниться на sim-карте вашего телефона.  Приобрести соответствующую sim-карту можно в отделах продаж  «Beeline» и филиалах НАО «Правительство для граждан» в гг. Астана, Алматы.

ЭЦП на чипе удостоверения личности - для записи ЭЦП на чип удостоверения личности (для физических лиц) необходимо обратиться в ближайший отдел НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (ЦОН), предъявив удостоверение личности. Для дальнейшей работы с ЭЦП, записанной на удостоверении личности необходимо приобрести картридер. Подробная информация о записи ЭЦП на удостоверение личности размещена на сайте госуслуг (перейти на сайт госуслуг)

 

Процедура подачи онлайн-заявления на выпуск ЭЦП:

Шаг 1 - установка программного обеспечения.

Шаг 2 – формирование и подача онлайн-заявки

Шаг 3 - подтверждение онлайн-заявки в НАО ГК "Правительство для граждан" (ЦОН)

Шаг 4 - Установка регистрационных свидетельств НУЦ РК.


Установка программного обеспечения

Для создания онлайн-заявки на получение ключей ЭЦП вам необходимо установить программу  NCALayer. Это приложение для формирования ЭЦП во время подачи запроса. Также оно помогает работать с системами электронного правительства Республики Казахстан.

Перед подачей онлайн-заявки на получение ЭЦП, ознакомьтесь с инструкцией пользователя.

●       Руководство пользователя по установке NCALayer

●       Руководство пользователя для физического лица.

●       Руководство пользователя для юридического лица первого руководителя

●       Руководство пользователя для сотрудника юридического лица

 

Создание онлайн-заявки:

Для создания заявки на выпуск ключей ЭЦП перейдите по следующей ссылке:

http://pki.gov.kz/index.php/ru/poluchenie-klyuchej-etsp

Ваш закрытый ключ ЭЦП будет сгенерирован на внешнем  устройстве или в файловой системе компьютера (по вашему выбору). После генерации ключа заявку вы можете сформировать заявку онлайн.

Заявке присваивается индивидуальный номер, бланк вы можете скачать в формате PDF и распечатать.

После успешного создания заявки обратитесь в Центр Регистрации Национального удостоверяющего центра (далее - НУЦ РК) для подтверждения поданной заявки.

При обращении в НУЦ РК при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность или доверенность (см. выше)

После подтверждения заявки на адрес, указанный при регистрации на ЕГОВ, будет отправлен e-mail со ссылкой активации цифровой подписи.

Обращаем ваше внимание на то, что в случае непредоставления документов в НУЦ РК в течение 1-го месяца заявка будет аннулирована.

Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации